Что выполняет пустой оператор writeln
Перейти к содержимому

Что выполняет пустой оператор writeln

  • автор:

Процедура вывода WriteLn. Курсор

Оператор WriteLn — читается «райт ‘лайн» , переводится — ПИШИ СТРОКУ. Правила его записи и выполнения те же, что и у Write, с одним исключением — после выполнения оператора Write следующий оператор Write или WriteLn печатает свою информацию в той же строке, а после выполнения оператора WriteLn — с начала следующей. Примеры:

ЧТО ВИДИМ НА ЭКРАНЕ

BEGIN Write ( ‘Ама’ ); Write ( ‘зонка’ ) END.

BEGIN Write ( ‘Ама’ ); WriteLn( ‘зонка’ ) END.

BEGIN WriteLn( ‘Ама’ ); Write ( ‘зонка’ ) END.

BEGIN WriteLn( ‘Ама’ ); WriteLn( ‘зонка’ ) END.

Все вышесказанное можно более точно описать с помощью понятия курсора. Если вы когда-нибудь вводили текст в компьютер с клавиатуры, то знаете, что вводимый вами текст для вашего удобства автоматически появляется на экране монитора. Вы также, вероятно, обратили внимание на короткую светлую черточку или прямоугольное пятнышко, которое «бежит» на экране перед вводимым текстом. Так, если вы вводите с клавиатуры слово BEGIN, то:

после нажатия на клавишу B на экране вы увидите B_

после нажатия на клавишу E на экране вы увидите BE_

после нажатия на клавишу G на экране вы увидите BEG_ и т.д.

Курсор предназначен для того, чтобы показывать пользователю, где на экране появится следующий символ, который он введет с клавиатуры. Курсор точно так же бежит по экрану впереди текста и тогда, когда информация появляется на мониторе не при вводе с клавиатуры, а во время исполнения программы в результате выполнения операторов Write или WriteLn,

Так вот. Разница между процедурами Write и WriteLn в том, что после выполнения Write курсор остается в той же строке, а после выполнения WriteLn курсор прыгает в начало следующей строки, а значит и все следующие символы волей-неволей будут выводиться в следующей строке.

Оператор WriteLn можно использовать просто для перевода курсора в начало следующей строки. Для этого достаточно написать одно слово WriteLn без скобок.

Задание 3: Определите без компьютера и изобразите на листке бумаги в клетку (один символ — одна клетка), что напечатает программа:

WriteLn ( ‘ Mы начинаем!’ );

WriteLn (‘Шестью шесть ‘ , 6*6, ‘. Арифметика:’ , (6+4)*3)

Пояснение: Значок * обозначает умножение. Выполнив задание на бумаге, выполните программу на компьютере и сверьте результаты. Совпадает ли число пробелов между символами? Если не совпадает, еще раз прочтите материал, чтобы понять, почему. Измените число пробелов в разных местах последнего WriteLn. Как изменилась картинка на экране? Почему? Добавте рядом с пустым WriteLn еще один. Что изменилось? Почему?

Операторы вывода write/writeln

Информатика, информационные технологии

Pascal – это язык программирования высокого уровня, отлично подходит для начинающих программистов.

Алфавит Turbo Pascal:

— латинские буквы от A до Z

— арабские цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

— знаки арифметических операций + – * /

— знаки логических операций=

— основные элементы Паскаля

1. Блок Program ; Заголовок программы (необязателен)

2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

— раздел описания используемых модулей Uses …;

Идентификатор (имя) — имя какого-либо элемента программы, которое должно удовлетворять следующим требованиям:

• длина имени не должна превышать 63 символа,

• первым символом не может быть цифра,

• переменная не может содержать пробел;

• имя не должно совпадать с зарезервированным (служебным) словом,

• прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.

Зарезервированные (служебные) слова — это слова, использующиеся только по своему прямому назначению. Их нельзя использовать в качестве переменных, так как они выполняют определенную смысловую нагрузку.

Примеры зарезервированных слов: AND, GOTO, PROGRAM, ELSE, IF, RECORD, NOT, ARRAY, REPEAT, UNTIL, BEGIN, IN, SET, END, CASE, CONST, USES, INTERFACE, STRING, LABEL, THEN, OF, DIV, TO, VAR, DO, TYPE, WHILE, DOWNTO, FILE, FUNCTION, PROCEDURE и другие.

Раздел Const — вид данных, который является постоянным на всем протяжении выполнения программы, описывают константы после зарезервированного слова Const.

Раздел Var — вид данных, который может изменять свое значение в ходе программы, описывают переменные после зарезервированного слова Var.

Раздел операторов Begin end.

Тело программы. Оператор – это инструкция, которую должен выполнить Pascal. Программа состоит из последовательности операторов.

Операторы. Исполняемые операторы должны заканчиваться – ;

Существует несколько типов операторов:

Оператор присваивания – это последовательность из переменной, знака присваивания ( := ) и арифметического выражения. Например, x:=x+1;

Пустой оператор – оператор ; не выполняющий никакого действия.

Комментарии – это пояснения, вставляемые в текст программы. Комментарий — любой текст, заключённый в <> или (* *) или //. Комментарии не выполняются программой.

Для временного хранения информации в операторах памяти машины в языке Паскаль используются константы и переменные. Они могут быть различных типов:

— целых чисел (Byte, ShortInt, Word, Integer, LongInt);

— действительных чисел (real);

— символьный тип (char);

— сложные (комбинированный (record), множественный (set) и другие).

Название Длина в байтах Диапазон значений
Byte 0 … 255
ShortInt -128 … 127
Word 0 … 65535
Integer -32768 … 32767
LongInt -2147483648 … 2147483647

Над целыми типами определены такие операции:

  1. + — сложение;
  2. *- умножение;
  3. -вычитание;
  4. div — целочисленное деление;
  5. mod — получение остатка от целочисленного деления.

Вещественные типы (real):

Вещественные типы представляются с некоторой точностью, которая зависит от компьютера. Вам необходимо знать, что вещественный тип разделяется на несколько типов, но использовать мы будем вещественные данные только типа Real, которые занимают 6 байт, имеют диапазон возможных значений модуля от 2.9Е-39 до 1.7Е+38 и точность представления данных — 11…12 значащих цифр.

В языке Паскаль числа могут быть представлены в двух видах:

1. с фиксированной точкой и

2. с плавающей запятой.

Числа с фиксированной точкой изображаются десятичным числом с дробной частью, которая может быть и нулевой. Например: 27.9, 5.00

Такие большие числа как 137.000.000 можно записать в виде чисел с десятичным порядком 1.37·108. Такие числа имеют вид mEp. Здесь m — мантисса; E — признак записи числа с десятичным порядком; p — степень числа 10. Получится 1.37Е+8. Такие числа, представленные с десятичным порядком и называются числами с плавающей точкой.

Математическая запись Запись на Паскале
4·10-4 4E -4
0,62·105 0.62E+5
-10,88·1012 -10.88E12

Компьютер, по умолчанию, представляет действительные числа в виде чисел с плавающей точкой. Такое представление чисел не очень нравится пользователям. Поэтому мы будем “заставлять” компьютер выдавать действительные числа в более привычном варианте следующим образом:

где R — действительное число, m — количество позиций, отводимых для целой части, n — количество позиций, отводимых для дробной части.

Например, если мы хотим вывести на экран число Chislo с фиксированной точкой, причем знаем, что для вывода целой части этого числа достаточно 7 мест, а вывод дробной части ограничим сотыми, то мы запишем вывод так:

Write (Chislo:7:2)

Символьный тип (char):

Значениями данного типа является множество всех символов компьютера: русская или латинская большая или маленькая буква, цифра, знак препинания, специальный знак (например, +, -, *, /, , = и др.) или пробел. Каждый из символов имеет уникальный номер от 0 до 255, т. е. внутренний код, который возвращает функция ORD. Символьная константа или символьная переменная — любой символ языка, заключённый в апострофы. Например:

Var Simvol : char;

Строковый тип (string):

Значением строковой величины является строка переменной длины (быть может пустая). Строковая константа или строковая переменная представляет собой произвольную последовательность символов, заключенную в апострофы. Например:

Var Stroka : string;

Логический тип (boolean):

Логический тип данных часто называют булевым по имени английского математика Д. Буля, создателя математической логики. В языке Паскаль имеются две логические константы TRUE и FALSE. Логическая переменная принимает одно из этих значений и имеет тип Boolean. Для сравнения данных предусмотрены следующие операции отношений: , =. А также существуют специфичные для этого типа логические операции OR — или; AND — и; NOT — не.

При проверке некоторых условий результат операции может быть истинным или ложным. Например: 35 ложь.

Пример: Создадим программу, в которой опишем несколько переменных разного типа, введем в них значения и выведем на экран.

Program TipDann; Var Chislo1 : Integer; Chislo2 : Real; Simvol : Char; Stroka : String; Logika : Boolean; Begin ClrScr; Chislo1:=12; Chislo2:=Chislo1*2; Chislo2:=Chislo2/5; Simvol:=‘d’; Stroka:=‘Строчка’; Logika:= Chislo1 Chislo2; WriteLn (‘Вывод значений:’); WriteLn (‘Значение переменной Chislo1 : ’,Chislo1); WriteLn (‘Значение переменной Chislo2 :’,Chislo2:5:2); WriteLn (‘Значение переменной Simvol : ’,Simvol); WriteLn (‘Значение переменной Stroka : ’,Stroka); WriteLn (‘Значение переменной Logika : ’,Logika); End.

Внимательно рассмотрите каждую строчку программы. Обратите особое внимание на описание переменных: Chislo1 — переменная целого типа, Chislo2 — действительного, Simvol — символьного, Stroka — строкового, Logika — логического. Далее в основной программе идет присвоение переменной Chislo1 целого числа 12, переменной Chislo2 — целого числа 24. Обратим внимание, что переменной действительного типа Chislo2 присвоено целое число; никакой ошибки нет, т. к. множество целых чисел является подмножеством множества действительных чисел. Следующая строчка еще более интересная: переменной Chislo2 присваивается значение той же переменной, только деленной на 5.

Такое присваивание используют в программах, если предыдущее значение этой переменной уже не понадобится и для более рационального использования описанных переменных. Для того чтобы переменной символьного типа присвоить какой-либо символ (например, d), надо этот символ записать в апострофах (знак «’»). Аналогично поступают с переменными строкового типа (смотри следующую строку программы). А про переменные логического типа мы знаем, что им можно присваивать только два значения: True и False. В этой программе мы присвоим значение результата сравнения двух переменных, здесь оно будет равно True. А теперь выведем присвоенные значения на экран.

Операторы Вывода Write/WriteLn

Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов.

Write (англ. писать) — оператор, который используется для вывода информации на экран. Оператор WriteLn выполняет то же самое действие, но так как у него есть еще окончание Ln (line — англ. линия, строка), то после вывода на экран нужного сообщения, он дополнительно переводит курсор на следующую строчку.

Общий вид:
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)

Процедуры Write и WriteLn используются не только для вывода результата, но и для вывода различных сообщений или запросов. Это позволяет вести диалог с пользователем, сообщать ему, когда ему нужно ввести значения, когда он получает результат, когда он ошибся и др.

Например, при выполнении процедуры

WriteLn(‘Найденное число‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.

Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.

Статьи к прочтению:
  • Операторы ввода read/readln
  • Операторы языка программирования

Урок 7. Операторы вывода write/writeln. Простая программа. Программирование на Pascal / Паскаль

Похожие статьи:
  • Операторы ввода/вывода в pascal Начнем знакомство с оператора вывода. Данный оператор очень часто встречается в паскалевских программах. Оператор вывода существует в двух вариантах:…
  • Операторы языка программирования Лабораторная работа №2. Проектирование программ линейной структуры Цель и порядок работы Цель работы – изучить структуру программы на языке C++,…

Пустой оператор

Это оператор, не выполняющий никаких действий, перед end можно ставить точку с запятой. А можно не ставить.

Операторы ввода

Имеется три вида записи:

Операторы ввода предназначены для ввода данных с клавиатуры. При выполнении этого оператора происходит прерывание работы программы и пользователь должен набрать на клавиатуре значение для переменных указанных в списке и нажать Enter.

Оператор read вводит указанные данные, и курсор остается в той же строке.

Вводи числовых данных

Если числовые данные вводятся списком, то они указываются через пробел.

Можно вводить данные через нажатие Enter.Типы переменных и типы величин должны совпадать.

Ввод символьных данных

Данные символьного типа вводятся сплошным потоком, т.к. пробел является символом, и клавиша Enter имеет код в таблице кодировки.

Во избежание технических ошибок при вводе символьных данных перед оператором read нужно указывать readln.

Ввод логических данных

Данные логического типа с клавиатуры не вводятся.

Оператор readln переводит курсор на новую строку.

Оператор readln работает следующим образом: приостанавливает работу программы до нажатия клавиши Enter. Часто указывается перед последним End, чтобы оставить результаты работы программы на экране.

Действие оператора readln аналогично выполнению операторов read и readln вместе.

Вывод данных на экран

Операторы вывода имеют три вида записи:

Операторы write и writeln используются для вывода данных на экран, и список вывода может содержать константы, переменные, выражения, функции.

Для вывода данных разного типа используется своя форма вывода.

Данные целого типа выводятся с той позиции, где расположен курсор и занимают столько позиций, сколько необходимо для записи числа.

Данные вещественного типа выводятся на экран в показательной форме и занимают 17 позиций.

Данные символьного типа выводятся без апострофов в ту позицию, где находиться курсор.

Данные строкового типа выводятся, начиная с позиции курсора.

Данные логического типа выводятся в виде констант true и false, начиная с текущей позиции курсора.

Вывод данных в форматном виде используют следующие операторы вывода:

Write[ln] (v1: n1 [:d1], v2: n2 [:d2]. vn: nn [:dn]);

v1, v2, vn – имена переменных;

n1, n2, nn — ширина поля вывода, которое содержит минимальное общее количество позиций вывода для вывода данных;

d1, d2, dn — точность представления вещественного числа.

Оператор выбора или оператор варианта

Используется для выполнения одной из нескольких последовательностей действий, в зависимости от значения некоторого выражения – это выражение называется селектором.

Оператор выбора описывается следующим образом:

Выражение может быть любого перечислимого типа и не может быть вещественного типа. Тип выражения и тип констант должен совпадать.

  1. Вычисляется выражение
  2. Полученное значение поочередно сравнивается с константами, до совпадения.
  3. Если результат выражения и константы равны, то выполняется действие, указанное для этой константы через двоеточие.
  4. Если результат выражения не совпадает, то при наличие служебного слова else выполняется оператор указанный после него, в противном случае выполняются действия далее по программе.

Program ma;

writeln (‘Введите число’);

1: writeln (‘Понедельник’);

2: writeln (‘Вторник’);

3: writeln (‘Среда’);

4: writeln (‘Четверг’);

5: writeln (‘Пятница’);

writeln (‘Нерабочий день’);

Разница между write и writeLn

Write и writeLn — операторы вывода, применяемые в языке программирования Pascal (Паскаль). Всего две буквы разницы — а результат отличается. Оба служат для инициализации обращения к процедуре вывода информации на экран, на печать или в файл. На практике применяются оба, друг друга не исключают.

Определение

Оператор write инициализирует процедуру вывода информации на экран в одну строку.

Оператор writeLn инициализирует процедуру вывода информации на экран в одну строку с переводом курсора на следующую строчку.

Сравнение

Таким образом, разница между write и writeLn заключается не только в паре лишних букв, но и в дополнительной строке, отображаемой на экране. Это можно использовать для форматирования текста и улучшения его читабельности. Оператор write вынуждает следующие процедуры, выводящие информацию, использовать ту же самую строку, то есть текст получается неделимым. Оператор writeLn требует от следующих процедур вывода перехода к курсору, установленному на строку ниже. Ln в названии — от слова line — линия.

К примеру, результат выполнения

будет выглядеть как

writeLn (“Ищем разницу “);

writeLn (“с TheDifference.ru.”)

будет выглядеть как

В отличие от write, оператор writeLn не требует обязательного наличия параметров. Если они отсутствуют, строка просто остается пустой.

Выводы TheDifference.ru

  1. Оператор write предполагает вывод информации в одну строку, writeLn предполагает переход на следующую строку.
  2. Оператор writeLn не требует обязательного наличия параметров.

Похожие статьи

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *