Что означает ключевое слово extends
Перейти к содержимому

Что означает ключевое слово extends

  • автор:

Java — разница между extends и implements на примерах

После продолжительного программирования на C++ переходить на Java бывает болезненно. С одной стороны прославленный сборщик мусора, а с другой огромное множество принципиальных различий в подходах к программированию. Об одном таком отличии я сегодня расскажу подробнее.

Речь пойдет о наследовании в Java. В отличии от C++, где наследование могло быть множественным, здесь это не совсем так. Кроме того, привычный синтаксис через «:» заменился на целых два ключевых слова: extends и implements. Начну с первого.

Ключевое слово extends в Java

Действие ключевого слова в точности совпадает с его переводом, один класс расширяет другой, что является классическим наследованием. Правила видимости полей и методов сохранились: private доступны только в самом классе, protected в самом классе и во всех наследниках, к public методам и полям можно обращаться откуда угодно. Главное отличие от «сишного» наследования в том, что можно расширять только один класс. Я сейчас не буду рассуждать о том, насколько это удобно, скажу только, что со множественным наследованием в C++ постоянно творилась какая-то каша.

Небольшой пример наследования с помощью ключевого слова extends. Напишем класс Door, который будет описывать характеристики двери, мы можем создать объект этого класса и работать с ним, как с «просто дверью». С другой стороны напишем еще два класса: IronDoor и WoodDoor, которые будут расширять класс Door(== наследуются от класса Door), т.е. добавят свои характеристики к базовым.

//Базовый класс "дверь" public class Door < //Допустим, что у любой двери есть цена protected int price; //Этот метод тоже наследуется protected void doSomething() < System.out.println("Door is doing something"); >//Этот метод доступен исключительно в классе Door private void onlyForDoor() < >> //Железная дверь public class IronDoor extends Door < //Уровень защиты определен только для железных дверей private int protectionLvl; IronDoor(int price, int protectionLvl) < this.price = price; this.protectionLvl = protectionLvl; >> //Деревянная дверь public class WoodDoor extends Door < //Характеристика "порода древесины" доступна только деревянной двери private String woodType; WoodDoor(int price, String woodType) < this.price = price; this.woodType = woodType; >>

Ключевое слово implements в Java

С ключевым словом implements связано чуть больше хитростей. Слово «имплементировать» можно понимать, как «реализовывать», а в тот самый момент, когда возникает слово «реализовывать», где-то недалеко появляются интерфейсы. Так вот конструкция public class Door implements Openable означает, что класс дверь реализует интерфейс «открывающийся». Следовательно класс должен переопределить все методы интерфейса. Главная фишка в том, что можно реализовывать сколь угодно много интерфейсов.

Зачем это нужно? Самый простой пример, который приходит в голову, два интерфейса: Openable и Closeble. В первом метод open, и метод close во втором. Они помогут научить нашу дверь закрываться и открываться.

public interface Openable < void open(); >public interface Closeble < void close(); >public class Door implements Openable, Closeble < protected int price; protected void doSomething() < System.out.println("Door is doing something"); >//Реализованные методы @Override public void open() < >@Override public void close() < >>

В классах-потомках двери(железная и деревянная двери) тоже появятся методы открыть/закрыть, реализованные в классе Door. Но никто нам не запрещает их переопределить.

public class IronDoor extends Door < private int protectionLvl; IronDoor(int price, int protectionLvl) < this.price = price; this.protectionLvl = protectionLvl; >//Переопределяем методы @Override public void open() < System.out.println("The IRON door is opened"); >@Override public void close() < System.out.println("The IRON door is closed"); >>

Заключение

Итак, главное отличие в том, что extends используется для наследования от класса в прямом смысле этого слова, а implements позволяет «реализовать интерфейс». На первый взгляд это кажется лишним, неудобным и непонятным, но стоит пару раз использовать по назначению и все встает на свои места. На сегодня у меня все, спасибо за внимание!

Наследование

Наследование является неотъемлемой частью Java. При использовании наследования вы говорите: Этот новый класс похож на тот старый класс. В коде это пишется как extends, после которого указываете имя базового класса. Тем самым вы получаете доступ ко всем полям и методам базового класса. Используя наследование, можно создать общий класс, которые определяет характеристики, общие для набора связанных элементов. Затем вы можете наследоваться от него и создать новый класс, который будет иметь свои уникальные характеристики. Главный наследуемый класс в Java называют суперклассом. Наследующий класс называют подклассом. Получается, что подкласс — это специализированная версия суперкласса, которая наследует все члены суперкласса и добавляет свои собственные уникальные элементы. К примеру, в Android есть класс View и подкласс TextView.

Чтобы наследовать класс, достаточно вставить имя наследуемого класса с использованием ключевого слова extends:

 public class MainActivity extends Activity

В этом коде мы наследуемся от класса Activity и добавляем свой код, который будет отвечать за наше приложение.

Подкласс в свою очередь может быть суперклассом другого подкласса. Так например, упоминавший ранее класс TextView является суперклассом для EditText.

В производный класс можно добавлять новые методы.

Для каждого создаваемого подкласса можно указывать только один суперкласс. При этом никакой класс не может быть собственным суперклассом.

Хотя подкласс включает в себя все члены своего суперкласса, он не может получить доступ к тем членам суперкласса, которые объявлены как private.

Помните, мы создавали класс Box для коробки кота. Давайте наследуемся от этого класса и создадим новый класс, который будет иметь не только размеры коробки, но и вес.

В том же файле Box.java после последней закрывающей скобки добавьте новый код:

 class HeavyBox extends Box < int weight; // вес коробки // конструктор HeavyBox(int w, int h, int d, int m) < width = w; height = h; depth = d; weight = m; // масса >> 

Возвращаемся в главную активность и пишем код:

 HeavyBox box = new HeavyBox(15, 10, 20, 5); int vol = box.getVolume(); mInfoTextView.setText("Объём коробки: " + vol + " Вес коробки: " + box.weight); 

Обратите внимание, что мы вызываем метод getVolume(), который не прописывали в классе HeavyBox. Однако мы можем его использовать, так как мы наследовались от класса Box и нам доступны все открытые поля и методы. Заодно мы вычисляем вес коробки с помощью новой переменной, которую добавили в подкласс.

Теперь у нас появилась возможность складывать в коробку различные вещи. В хозяйстве всё пригодится.

При желании вы можете создать множество разных классов на основе одного суперкласса. Например, мы можем создать цветную коробку.

 class ColorBox extends Box < int color; // цвет коробки // конструктор ColorBox(int w, int h, int d, int c) < width = w; height = h; depth = d; color = c; // цвет >> 

Ключевое слово super

В Java существует ключевое слово super, которое обозначает суперкласс, т.е. класс, производным от которого является текущий класс. В данном случае, супер не означает превосходство, скорее даже наоборот, дочерний класс имеет больше методов, чем родительский. Само слово пошло из теории множеств, где используется термин супермножество. Посмотрим, зачем это нужно.

В конструкторе HeavyBox мы дублировали поля width,height и depth, которые уже есть в классе Box. Это не слишком эффективно. Кроме того, возможны ситуации, когда суперкласс имеет закрытые члены данных, но мы хотим иметь к ним доступ. Через наследование это не получится, так как закрытые члены класса доступны только родному классу. В таких случаях вы можете сослаться на суперкласс.

Ключевое слово super можно использовать для вызова конструктора суперкласса и для обращения к члену суперкласса, скрытому членом подкласса.

Использование ключевого слова super для вызова конструктора суперкласса

 class HeavyBox extends Box < int weight; // вес коробки // конструктор // инициализируем переменные с помощью ключевого слова super HeavyBox(int w, int h, int d, int m) < super(w, h, d); // вызов конструктора суперкласса weight = m; // масса >> 

Вызов метода super() всегда должен быть первым оператором, выполняемым внутри конструктора подкласса.

При вызове метода super() с нужными аргументами, мы фактически вызываем конструктор Box, который инициализирует переменные width, height и depth, используя переданные ему значения соответствующих параметров. Вам остаётся инициализировать только своё добавленное значение weight. При необходимости вы можете сделать теперь переменные класса Box закрытыми. Проставьте у полей класса Box модификатор private и убедитесь, что вы можете обращаться к ним без проблем.

У суперкласса могут быть несколько перегруженных версий конструкторов, поэтому можно вызывать метод super() с разными параметрами. Программа выполнит тот конструктор, который соответствует указанным аргументам.

Вторая форма ключевого слова super действует подобно ключевому слову this, только при этом мы всегда ссылаемся на суперкласс подкласса, в котором она использована. Общая форма имеет следующий вид:

super.член

Здесь член может быть методом либо переменной экземпляра.

Подобная форма подходит в тех случаях, когда имена членов подкласса скрывают члены суперкласса с такими же именами.

 class A < int i; >// наследуемся от класса A class B extends A < int i; // имя переменной совпадает и скрывает переменную i в классе A B(int a, int b) < super.i = a; // обращаемся к переменной i из класса A i = b; // обращаемся к переменной i из класса B >void show() < System.out.println("i из суперкласса: " + super.i); System.out.println("i в подклассе: " + i); >> class MainActivity

В результате мы должны увидеть:

i из суперкласса: 1 i в подклассе: 2

Таким образом, знакомое нам выражение super.onCreate(savedInstanceState) обращается к методу onCreate() из базового класса.

Создание многоуровневой иерархии

Мы использовали простые примеры, состоящие из суперкласса и подкласса. Можно строить более сложные конструкции, содержащие любое количество уровней наследования. Например, класс C может быть подклассом класса B, который в свою очередь является подклассом класса A. В подобных ситуациях каждый подкласс наследует все характеристики всех его суперклассов.

Напишем пример из трёх классов. Суперкласс Box, подкласс HeavyBox и подкласс MoneyBox. Последний класс наследует все характеристики классов Box и HeavyBox, а также добавляет поле cost, которое содержит стоимость коробки.

Box.java

 package ru.alexanderklimov.expresscourse; class Box < private int width; // ширина коробки private int height; // высота коробки private int depth; // глубина коробки // Конструктор для создания клона объекта Box(Box ob) < // передача объекта конструктору width = ob.width; height = ob.height; depth = ob.depth; >// Конструктор, используемый при указании всех измерений Box(int w, int h, int d) < width = w; height = h; depth = d; >// Конструктор, используемый, когда ни одно из измерений не указано Box() < // значение -1 используется // для указания неинициализированного параллелепипеда width = -1; height = -1; depth = -1; >// Конструктор для создания куба Box(int len) < width = height = depth = len; >// вычисляем объём коробки int getVolume() < return width * height * depth; >> 

HeavyBox.java

 package ru.alexanderklimov.expresscourse; //Добавление веса class HeavyBox extends Box < int weight; // вес коробки // Конструктор клона объекта HeavyBox(HeavyBox ob) < // передача объекта конструктору super(ob); weight = ob.weight; >// Конструктор, используемый // при указании всех параметров HeavyBox(int w, int h, int d, int m) < super(w, h, d); // вызов конструктора суперкласса weight = m; // масса >// Конструктор по умолчанию HeavyBox() < super(); weight = -1; >// Конструктор для создания куба HeavyBox(int len, int m) < super(len); weight = m; >> 

MoneyBox

 package ru.alexanderklimov.expresscourse; //Цена коробки class MoneyBox extends HeavyBox < int cost; // Конструирование клона объекта MoneyBox(MoneyBox ob) < // передача объекта конструктору super(ob); cost = ob.cost; >// Конструктор, используемый // при указании всех параметров MoneyBox(int w, int h, int d, int m, int c) < super(w, h, d, m); // вызов конструктора суперкласса cost = c; >// Конструктор по умолчанию MoneyBox() < super(); cost = -1; >// Конструктор для создания куба MoneyBox(int len, int m, int c) < super(len, m); cost = c; >> 

Код для основной активности, например, при щелчке кнопки:

 public void onClick(View v)

В результате мы получим различные значения, вычисляемые в коде. Благодаря наследованию, класс MoneyBox может использовать классы Box и HeavyBox, добавляя только ту информацию, которая нам требуется для его собственного специализированного применения. В этом и состоит принцип наследования, позволяя повторно использовать код.

Метод super() всегда ссылается на конструктор ближайшего суперкласса в иерархии. Т.е. метод super() в классе MoneyBox вызывает конструктор класса HeavyBox, а метод super() в классе HeavyBox вызывает конструктор класса Box.

Если в иерархии классов конструктор суперкласса требует передачи ему параметров, все подклассы должны передавать эти параметры по эстафете.

В иерархии классов конструкторы вызываются в порядке наследования, начиная с суперкласса и заканчивая подклассом. Если метод super() не применяется, программа использует конструктор каждого суперкласса, заданный по умолчанию или не содержащий параметров.

Вы можете создать три класса A, B, C, которые наследуются друг от друга (A←B←C), у которых в конструкторе выводится текст и вызвать в основном классе код:

 C c = new C(); 

Вы должные увидеть три строчки текста, определённые в каждом конструкторе класса. Поскольку суперкласс ничего не знает о своих подклассах, любая инициализация полностью независима и, возможно, обязательна для выполнения любой инициализацией, выполняемой подклассом.

Переопределение методов

Если в иерархии классов имя и сигнатура типа метода подкласса совпадает с атрибутами метода суперкласса, то метод подкласса переопределяет метод суперкласса. Когда переопределённый метод вызывается из своего подкласса, он всегда будет ссылаться на версию этого метода, определённую подклассом. А версия метода из суперкласса будет скрыта.

Если нужно получить доступ к версии переопределённого метода, определённого в суперклассе, то используйте ключевое слово super.

Не путайте переопределение с перегрузкой. Переопределение метода выполняется только в том случае, если имена и сигнатуры типов двух методов идентичны. В противном случае два метода являются просто перегруженными.

В Java SE5 появилась запись @Override; она не является ключевым словом. Если вы собираетесь переопределить метод, используйте @Override, и компилятор выдаст сообщение об ошибке, если вместо переопределения будет случайно выполнена перегрузка.

Для закрепления материала создадим класс Animal с одним методом.

 package ru.alexanderklimov.expresscourse; public class Animal < String sleep()< return "Животные иногда спят"; >> 

Теперь создадим класс Cat, наследующий от первого класса.

 package ru.alexanderklimov.expresscourse; public class Cat extends Animal

Java знает, у родительского класса есть метод sleep(). Удостовериться можно следующим образом. Находясь в классе Cat, выберите в меню Source | Override/Implement Methods. . Появится диалоговое окно, где можно отметить флажком нужный метод.

Extends

В результате в класс будет добавлена заготовка:

 @Override String sleep() < // TODO Auto-generated method stub return super.sleep(); >

Попробуем вызвать данный метод в основном классе активности:

 public void onClick(View v)

Мы получим текст, который определён в суперклассе, хотя вызывали метод дочернего класса.

Но если мы хотим получить другой текст, совсем не обязательно придумывать новые методы. Достаточно закомментировать вызов метода из суперкласса и добавить свой вариант.

 @Override String sleep() < //return super.sleep(); return "Коты постоянно спят!"; >

Запускаем программу и нажимаем на кнопку. И получим уже другой ответ, более соответствующий описанию среднестатистического кота. Заметьте, что код для щелчка кнопки мы не меняем, но система сама разберётся, что выводить нужно текст не из суперкласса, а из дочернего класса.

Рассмотрим другой пример переопределения методов. Создадим суперкласс Figure, который будет содержать размеры фигуры, а также метод для вычисления площади. А затем создадим два других класса Rectangle и Triangle, у которых мы переопределим данный метод.

 class Figure < double dim1; double dim2; Figure(double a, double b) < dim1 = a; dim2 = b; >double area() < System.out.printLn("Площадь фигуры"); return 0; >> class Rectangle extends Figure < Rectangle(double a, double b) < super(a, b); >// Переопределяем метод double area() < System.out.println("Площадь прямоугольника"); return dim1 * dim2; >> class Triangle extends Figure < Triangle(double a, double b) < super(a, b); >// переопределяем метод double area() < System.out.println("Площадь треугольника"); return dim1 * dim2 / 2; >> // В главной активности Figure figure = new Figure(10, 10); Rectangle rectangle = new Rectangle(8, 5); Triangle triangle = new Triangle(10, 6); Figure fig; fig = figure; mInfoTextView.setText("Площадь равна " + fig.area); fig = rectangle; mInfoTextView.setText("Площадь равна " + fig.area); fig = triangle; mInfoTextView.setText("Площадь равна " + fig.area); 

Как видите, во всех классах используется одно и тоже имя метода, но каждый класс по своему вычисляет площадь в зависимости от фигуры. Это очень удобно и позволяет не придумывать новые названия методов в классах, которые наследуются от базового класса.

Что означает ключевое слово extends

В этой статье сделана попытка объяснить некоторые термины объектно-ориентированного программирования Java, и ответить на вопросы: что значит слово extends в определении класса? Что значит слово implements в определении класса? В чем разница между extends и implements? Что такое interface? Что такое @Override?

Если коротко, то:

extends это ключевое слово, предназначенное для расширения реализации какого-то существующего класса. Создается новый класс на основе существующего, и этот новый класс расширяет (extends) возможности старого.

implements это ключевое слово, предназначенное для реализации интерфейса (interface).

Оба ключевых слова extends и implements используются, когда Вы создаете свой собственный класс на языке Java. Различие между ними в том, что implements означает, что Вы используете элементы интерфейса в Вашем классе, а extends означает, что Вы создаете подкласс от класса, который расширяете (extend). В новом классе Вы можете расширить только один класс, но Вы можете реализовать столько интерфейсов, сколько захотите.

Тут появилось словечко интерфейс (interface). Разница между interface и обычным классом (regular class) — то, что в интерфейсе Вы не можете определить определенную реализацию (только ее «интерфейс»), а в классе можете. Если сказать точнее, то это означает, что в интерфейсе Вы можете только указать методы, но не реализовывать их. Только класс может реализовать (implement) интерфейс. Класс также может расширить (extend) другой класс. Аналогично, интерфейс может расширить другой интерфейс. Реализация (implements) используется для интерфейса, и расширение (extends) используется для расширения класса. Когда Вы должны выбрать между реализацией интерфейса или расширением класса, пойдите по пути реализации интерфейса, так как класс может реализовать множество интерфейсов, но расширить можно только один класс.

Java не поддерживает множественное наследование (multiple inheritance) для классов. Эта проблема также решается путем использования нескольких интерфейсов.

@Override ключевое слово, которое позволяет в дочернем классе заново создать реализацию метода родительского класса.

Пример реализации интерфейса (как используется ключевое слово implements):

//Интерфейс, здесь нет реализации методов, // только их объявления: public interface ExampleInterface  public void do(); public String doThis(int number); > 

Интерфейс также может содержать в себе декларации полей констант, аннотации, интерфейсы и даже классы.

//А вот это уже реализация (применение ключевого слова implements): public class sub implements ExampleInterface  public void do()  //определите то, что должно произойти . > public String doThis(int number)  //определите то, что должно произойти . > > 

Теперь пример расширения класса (применение ключевого слова extends):

//Исходный класс, который будет расширен: public class SuperClass  public int getNb()  //определите то, что должно произойти return 1; > public int getNb2()  //определите то, что должно произойти return 2; > >
//Производный класс, расширяющий исходный: public class SubClass extends SuperClass //Вы можете переназначить (override) реализацию метода: @Override public int getNb2() return 3; > >

Вот что получится в результате:

SubClass s = new SubClass(); s.getNb(); //возвращает 1 s.getNb2(); //возвращает 3
SuperClass sup = new SuperClass(); sup.getNb(); //возвращает 1 sup.getNb2(); //возвращает 2

Чтобы лучше понять работу терминов extends, implements, interface, @Override, необходимо изучить принципы объектно-ориентированного программирования: динамическое связывание (dynamic binding), полиморфизм (polymorphism) и общее наследование (general inheritance) [1].

[Ссылки]

1. Lesson: Interfaces and Inheritance site:docs.oracle.com .

Как работает extends java

Ключевое слово extends в Java используется для создания подклассов, которые наследуют свойства и методы из суперклассов. При использовании extends подкласс получает доступ ко всем открытым свойствам и методам суперкласса.

class Vehicle  protected String make; protected String model; public void start()  System.out.println("Vehicle started"); > > class Car extends Vehicle  private int numOfDoors; public Car(String make, String model, int numOfDoors)  this.make = make; this.model = model; this.numOfDoors = numOfDoors; > public void drive()  System.out.println("Driving a " + make + " " + model); > > 
  • В этом примере класс Car наследует свойства и методы класса Vehicle при помощи ключевого слова extends .
  • Теперь объект класса Car имеет доступ к свойствам make и model , определенным в классе Vehicle .
  • Также класс Car может вызывать метод start() , определенный в классе Vehicle

Кроме того, подкласс может определять свои собственные свойства и методы. Например, класс Car имеет свойство numOfDoors , которое не определено в классе Vehicle , и метод drive() , который не наследуется от класса Vehicle

Подклассы в Java могут быть многократно унаследованы. То есть, класс может наследовать свойства и методы от одного класса, который сам является подклассом другого класса, и т.д. В таких случаях используется цепочка наследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *