Для чего нужны функции
Перейти к содержимому

Для чего нужны функции

  • автор:

Зачем нужны функции

С ростом числа строк в программе растет сложность программы. Программу большого объема сложно понять и изменять. Стандартным способом решения проблемы большого объема является разбиение этого объема на более мелкие части. В программировании поступают таким же образом. Большая программа разбивается на более мелкие части, на подпрограммы. Подпрограмма — это уменьшенная программа, запись алгоритма на языке программирования, который решает подзадачу, решение которой необходимо для решения главной задачи. Подпрограмма вызывается на выполнение самой программой, когда это нужно. Если в программе есть наборы инструкций, которые повторяются в различных местах программы, то их следует оформить в виде подпрограмм и вызывать на выполнение всякий раз, когда это нужно в программе.

Подпрограммы в Питоне называются функциями. Функция — это именованный набор предписаний, который после вызова на выполнение выполняет все инструкции из блока предписаний функции. В Питоне много встроенных функций, много библиотек подключаемых функций, есть возможность создавать свои функции. Перечислим причины, побуждающие создавать свои функции в программах.

Упрощается текст программы. Текст программы, если он разбит на функции, становится более модульным, поэтому его легче понять. Прочитать и понять несколько вызовов функций проще, чем прочитать и понять длинную последовательность предписаний, соответствующую вызовам функций.

Уменьшается дублирование текста в программе. Если блок инструкций выполняется в различных местах программы, то можно написать одну функцию, оформив повторяющийся блок инструкций как блок предписаний функции и вызывать функцию на выполнение в нужных местах программы.

Упрощаются отладка и тестирование. Если каждая подзадача в программе решается с помощью своей собственной функции, то упрощаются тестирование и отладка программы. В самом деле, чтобы определить, правильно ли функция выполняет свою работу, ее можно тестировать отдельно от других функций. Такая возможность облегчает поиск и исправление ошибок.

Ускоряется разработка программы. Если программист разрабатывает сразу несколько программ и в разных программах приходится решать одни и те же задачи, то в такой ситуации естественно написать функции, решающие общие задачи, и вызывать их в программах, в которых они нужны. Если подзадача, которую нужно решить в данной программе, была решена и оформлена в виде функции в другой программе, то такую функцию можно импортировать и использовать в своей программе.

Упрощается коллективная работа. Функции упрощают коллективную работу. Если программа разрабатывается как набор мало связанных функций, каждая из которых решает конкретную подзадачу, тогда разные программисты могут независимо разрабатывать свои функции.

Функция (программирование)

Функция от англ. function — фрагмент программного кода, к которому можно обратиться из другого места программы [1] .

Обращение к функции происходит по её имени (адрес первой инструкции, входящей в функцию). После выполнения функции управление возвращается обратно в адрес возврата, где данная функция была вызвана.

Функция может принимать параметры (аргументы) и должна возвращать некоторое значение. Частным случаем функции является процедура, которая ничего не возвращает. Она может быть объявлена или определена.

Объявление функции, включает в себя имя функции, список параметров (аргументов), тип возвращаемого значения.

Определение функции включает в себя имя функции, список параметров (аргументов), тип возвращаемого значения и тело функции.

Для того, чтобы использовать ранее определённую функцию, необходимо в требуемом месте программного кода указать имя функции и перечислить передаваемые в функцию параметры (аргументы).

Функция имеет локальную область видимости, поэтому все объявления внутри неё не будут влиять на глобальную область видимости. Исключение составляет использование заранее определённых глобальных переменных или объектов.

Параметры (аргументы) функции могут передаваться по ссылке или по значению. В случае передачи параметра (аргумента) по ссылке, функция будет работать с непосредственным объектом. И наоборот, в случае передачи параметра по значению, функция будет работать с копией объекта.

Виды функций

1) вложенные функции. Вложенной функцией называют функцию определённой в теле другой функции;

2) лямбда функции. Лямбда функцией называют функцию определённой в месте использования и не имеющей идентификатора (имени);

3) абстрактные (виртуальные) функции. Виртуальной функцией называют функцию, определённой в классе для последующей перегрузки в дочерних классах;

4) методы. Методом называют функцию, объявленной или определённой в классе;

5) рекурсивная функция. Рекурсивной называют функцию вызывающей саму себя [2] .

Функции. Зачем они нужны и как их писать, чтобы вас уважали программисты

Сложная важная статья для тех, кто хочет стать крутым программистом.

Хороший программист старается делать свои функции чистыми. Если знать, что это такое, можно сойти за своего, а заодно написать читаемый код.

Если вы не совсем понимаете, что такое функция и зачем она нужна — добро пожаловать в наш кат:

Что такое функции и зачем они нужны

Что такое функция

Функция — это мини-программа внутри вашей основной программы, которая делает какую-то одну понятную вещь. Вы однажды описываете, что это за вещь, а потом ссылаетесь на это описание.

Например, вы пишете игру. Каждый раз, когда игрок попадает в цель, убивает врага, делает комбо, заканчивает уровень или падает в лаву, вам нужно добавить или убавить ему очков. Это делается двумя действиями: к старым очкам добавляются новые, на экран выводится новая сумма очков. Допустим, эти действия занимают 8 строк кода.

Допустим, в игре есть 100 ситуаций, когда нужно добавить или убавить очки — для каждого типа врага, преграды, уровня и т. д. Чтобы в каждой из ста ситуаций не писать одни и те же восемь строк кода, вы упаковываете эти восемь строк в функцию. И теперь в ста местах вы пишете одну строку: например, changeScore(10) — число очков повысится на 10.

Если теперь изменить, что происходит в функции changeScore(), то изменения отразятся как бы во всех ста местах, где эта функция вызывается.

Зачем нужны функции

Функции нужны, чтобы заметно упрощать и сокращать код, адаптировать его для разных платформ, делать более отказоустойчивым, легко отлаживать. И вообще порядок в функциях — порядок в голове.

Возьмём тот же пример с подсчётом очков. Что если при добавлении очков нужно не только выводить их на экран, но и записывать в файл? Просто добавляете в определении функции дополнительные команды, связанные с файлами, и они теперь будут исполняться каждый раз, когда функцию снова вызовут в основной программе. Не нужно ползать по всему коду, искать места с добавлением очков и дописывать там про файлы. Меньше ручного труда, меньше опечаток, меньше незакрытых скобок.

А что если нужно не только писать очки в файл, но и следить за рекордом? Пишем новую функцию getHighScore(), которая достаёт откуда-то рекорд по игре, и две другие — setHighScore() и celebrateHighScore() — одна будет перезаписывать рекорд, если мы его побили, а вторая — как-то поздравлять пользователя с рекордом.

// Объявляем новую функцию. Она будет называться changeScore и принимать один аргумент, который мы для этого фрагмента назовём howMuch. Дальше мы просто будем подавать в функцию число. function changeScore(howMuch) < // Прибавим к старым очкам новые playerScore = playerScore + howMuch; // Выведем новые очки на экран $('#scoretext').text(playerScore) // Узнаем, какой у нас рекорд. Для этого объявим новую переменную highScore, вызовем функцию getHighScore(), запишем её результат в эту переменную var highScore = getHighScore(); // А теперь сравним, больше ли наши очки, чем рекорд по игре if (playerScore >highScore) < //Рекорд побит, значит, надо его записать setHighScore(playerScore, playerName); // Делаем тут что-то, что обычно делают, когда ты побил рекорд игры. Фейерверки? Музыка? Мигание рекордных очков на экране? Мы не знаем пока, что именно будет делать эта функция, и нам это сейчас неважно celebrateHighScore(); >>

Теперь при каждом срабатывании changeScore() будет вызывать все остальные функции. И сколько бы раз мы ни вызвали в коде changeScore(), она потянет за собой всё хозяйство автоматически.

Сила ещё в том, что при разборе этой функции нам неважно, как реализованы getHighScore(), setHighScore() и celebrateHighScore(). Они задаются где-то в другом месте кода и в данный момент нас не волнуют. Они могут брать данные с жёсткого диска, писать их в базу данных, издавать звуки и взламывать Пентагон — это будет расписано внутри самих функций в других местах текста.

Без функций трудно повесить действия на какие-либо кнопки в интерфейсе. Например, у вас на сайте есть форма, и при клике на кнопку «Отправить» вы хотите проверять, что данные в форме правильно введены. Вы спокойно описываете где-то в коде функцию validateForm() и вешаете её на нажатие кнопки. Кнопку нажали — функция вызвалась. Не нужно вписывать в кнопку полный текст программы.

А без функции пришлось бы писать огромную программу-валидатор прямо внутри кнопки. Это исполнимо, но код выглядел бы страшно громоздким. Что если у вас на странице три формы, и каждую нужно валидировать?

Хорошо написанные функции резко повышают читаемость кода. Мы можем читать чужую программу, увидеть там функцию getExamScore(username) и знать, что последняя каким-то образом выясняет результаты экзамена по такому-то юзернейму. Как она там устроена внутри, куда обращается и что использует — вам неважно. Для нас это как бы одна простая понятная команда.

Можно написать кучу вспомогательных функций, держать их в отдельном файле и подключать к проекту как библиотеку. Например, вы написали один раз все функции для обработки физики игры и потом подключаете эти функции во все свои игры. В одной — роботы, в другой — пираты, но в обеих одна и та же физика.

Функции — это бесконечная радость. На этом наш экскурс в функции закончен, переходим к чистоте.

Что такое чистые функции

Есть понятие чистых функций. Это значит, что если функции два раза дать на обработку одно и то же значение, она всегда выдаст один и тот же результат и в программе не изменит ничего, что не относится непосредственно к этой функции. То есть у чистой функции предсказуемый результат и нет побочных эффектов.

Один и тот же результат

Допустим, мы придумали функцию, которая считает площадь круга по его радиусу: getCircleArea(). Для наших целей мы берём число пи, равное 3,1415, и вписываем в функцию:

function getCircleArea(radius) < // Задаём наше местное определение числа пи var localPi = 3.1415; // Считаем площадь: пи на радиус в квадрате. Это то же самое, что пи умножить на радиус и ещё раз умножить на радиус var circleArea = localPi * radius * radius; // Говорим функции вернуть то, что мы сейчас рассчитали return circleArea; >

Теперь этой функции надо скормить число, и она выдаст площадь круга:

  1. getCircleArea(2) всегда выдаст результат 12,6060
  2. getCircleArea(4) всегда выдаст 50,2640

Разработчик может быть уверен, что эта функция всегда выдаст нужную для его задачи площадь круга и не будет зависеть от каких-либо других вещей в его программе. Эта функция с предсказуемым результатом.

Другой пример. Мы пишем программу-таймер, которая должна издать звук, например, за 10 секунд до конца отведённого ей времени. Чтобы узнать, сколько осталось секунд, нам нужна функция: она выясняет количество секунд между двумя отметками времени. Мы даём ей два времени в каком-то формате, а функция сама неким образом высчитывает, сколько между ними секунд. Как именно она это считает, сейчас неважно. Важно, что она это делает одинаково. Это тоже функция с предсказуемым результатом:

  • getInterval(’09:00:00′, ’09:00:12′) всегда выдаст 12
  • getInterval(’09:00:00′, ’21:00:00′) всегда выдаст 43 200

А теперь пример похожей функции: она определяет время от текущего до какого-то другого времени. При исполнении эта функция запрашивает текущее время в компьютере, сравнивает с целевым и делает нужные вычисления. При запуске одной и той же функции с разницей в несколько секунд она даст разные результаты:

  • getSecondsTo(’23:59:59′) в один момент даст 43 293 секунды,
  • а спустя 2 минуты эта же функция getSecondsTo(’23:59:59′) даст 43 173 секунды.

Это функция с непредсказуемым результатом. У неё есть непредсказуемая зависимость, которая может повлиять на работу программы — зависимость от текущего времени на компьютере. Что если во время исполнения у пользователя обнулились часы? Или он сменил часовой пояс? Или при запросе текущего времени происходит ошибка? Или его компьютер не поддерживает отдачу времени?

С точки зрения чистых функций, правильнее будет сначала отдельными функциями получить все внешние зависимости, проверить их и убедиться, что они подходят для нашей работы. И потом уже вызвать функцию с подсчётом интервалов. Что-то вроде такого:

  • var now = getCurrentTime();
  • var interval = getInterval(now, ’23:59:59′);

Тогда в функции getCurrentTime() можно будет прописать всё хозяйство, связанное с получением нужного времени и его проверкой, а в getInterval() оставить только алгоритм, который считает разницу во времени.

Побочные эффекты

Современные языки программирования позволяют функциям работать не только внутри себя, но и влиять на окружение. Например, функция может вывести что-то на экран, записать на диск, изменить какую-то глобальную переменную. Взломать Пентагон, опять же. Всё это называется побочными эффектами. Хорошие программисты смотрят на них крайне настороженно.

Мы пишем таск-менеджер. В памяти программы хранятся задачи, у каждой из которых есть приоритет: высокий, средний и низкий. Все задачи свалены в кучу в памяти, а нам надо вывести только те, что с высоким приоритетом.

Можно написать функцию, которая считывает все задачи из памяти, находит нужные и возвращает. При этом на задачи в памяти это не влияет: они как были свалены в кучу, так и остались. Это функция без побочных эффектов.

  • getTasksByPriority(‘high’) — вернёт новый массив с приоритетными задачами, не изменив другие массивы. В памяти был один массив, а теперь появится ещё и второй.

А можно написать функцию, которая считывает задачи, находит нужные, стирает их из исходного места и записывает в какое-то новое — например, в отдельный массив приоритетных задач. Получается, будто она физически вытянула нужные задачи из исходного массива. Побочный эффект этой функции — изменение исходного массива задач в памяти.

  • pullTasksByPriority(‘high’) — физически вытащит задачи из исходного массива и переместит их в какой-то новый. В старом массиве уменьшится число задач.
  • Такие изменения называют мутациями: я вызвал функцию в одном месте, а мутировало что-то в другом.

Программисты настороженно относятся к мутациям, потому что за ними сложно следить. Что если из-за какой-то ошибки функции выполнятся в неправильном порядке и уничтожат важные для программы данные? Или функция выполнится непредсказуемо много раз? Или она застрянет в цикле и из-за мутаций разорвёт память? Или мутация произойдёт не с тем куском программы, который мы изначально хотели?

Вот типичная ошибка, связанная с мутацией. Мы пишем игру, нужно поменять сумму игровых очков. За это отвечает функция changeScore(), которая записывает результат в глобальную переменную playerScore — то есть мутирует эту переменную. Мы случайно, по невнимательности, вызвали эту функцию в двух местах вместо одного, и баллы увеличиваются вдвое. Это баг.

Другая типичная ошибка. Программист написал функцию, которая удаляет из таблицы последнюю строку, потому что был почему-то уверен: строка будет пустой и никому не нужной. Случайно эта функция вызывается в бесконечном цикле и стирает все строки, от последней к первой. Данные уничтожаются. А вот если бы функция не удаляла строку из таблицы, а делала новую таблицу без последней строки, данные бы не пострадали.

Без мутирующих функций, конечно, мы не обойдёмся — нужно и выводить на экран, и писать в файл, и работать с глобальными переменными. Сложно представить программу, в которой вообще не будет мутирующих функций. Но программисты предпочитают выделять такие функции отдельно, тестировать их особо тщательно, и внимательно следить за тем, как они работают. Грубо говоря, если функция вносит изменения в большой важный файл, она должна как минимум проверить корректность входящих данных и сохранить резервную копию этого файла.

Как этим пользоваться

Когда будете писать свою следующую функцию, задайтесь вопросами:

  1. Нет ли тут каких-то зависимостей, которые могут повести себя непредсказуемо? Не беру ли я данные неизвестно откуда? Что если все эти данные у меня не возьмутся или окажутся не тем, что мне надо? Как защитить программу на случай, если этих данных там не окажется?
  2. Влияет ли эта функция на данные за её пределами?

И если логика программы позволяет, постарайтесь сделать так, чтобы функция ни от чего не зависела и ни на что за своими пределами не влияла. Тогда код будет более читаемым, а коллеги-программисты сразу увидят, что перед ними вдумчивый разработчик.

Получите ИТ-профессию

В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.

Функции

Зачастую нам надо повторять одно и то же действие во многих частях программы.

Например, необходимо красиво вывести сообщение при приветствии посетителя, при выходе посетителя с сайта, ещё где-нибудь.

Чтобы не повторять один и тот же код во многих местах, придуманы функции. Функции являются основными «строительными блоками» программы.

Примеры встроенных функций вы уже видели – это alert(message) , prompt(message, default) и confirm(question) . Но можно создавать и свои.

Объявление функции

Для создания функций мы можем использовать объявление функции.

Пример объявления функции:

function showMessage()

Вначале идёт ключевое слово function , после него имя функции, затем список параметров в круглых скобках через запятую (в вышеприведённом примере он пустой) и, наконец, код функции, также называемый «телом функции», внутри фигурных скобок.

function имя(параметры)

Наша новая функция может быть вызвана по своему имени: showMessage() .

function showMessage() < alert( 'Всем привет!' ); >showMessage(); showMessage();

Вызов showMessage() выполняет код функции. Здесь мы увидим сообщение дважды.

Этот пример явно демонстрирует одно из главных предназначений функций: избавление от дублирования кода.

Если понадобится поменять сообщение или способ его вывода – достаточно изменить его в одном месте: в функции, которая его выводит.

Локальные переменные

Переменные, объявленные внутри функции, видны только внутри этой функции.

function showMessage() < let message = "Привет, я JavaScript!"; // локальная переменная alert( message ); >showMessage(); // Привет, я JavaScript! alert( message ); // 

Внешние переменные

У функции есть доступ к внешним переменным, например:

let userName = 'Вася'; function showMessage() < let message = 'Привет, ' + userName; alert(message); >showMessage(); // Привет, Вася

Функция обладает полным доступом к внешним переменным и может изменять их значение.

let userName = 'Вася'; function showMessage() < userName = "Петя"; // (1) изменяем значение внешней переменной let message = 'Привет, ' + userName; alert(message); >alert( userName ); // Вася перед вызовом функции showMessage(); alert( userName ); // Петя, значение внешней переменной было изменено функцией

Внешняя переменная используется, только если внутри функции нет такой локальной.

Если одноимённая переменная объявляется внутри функции, тогда она перекрывает внешнюю. Например, в коде ниже функция использует локальную переменную userName . Внешняя будет проигнорирована:

let userName = 'Вася'; function showMessage() < let userName = "Петя"; // объявляем локальную переменную let message = 'Привет, ' + userName; // Петя alert(message); >// функция создаст и будет использовать свою собственную локальную переменную userName showMessage(); alert( userName ); // Вася, не изменилась, функция не трогала внешнюю переменную

Глобальные переменные

Переменные, объявленные снаружи всех функций, такие как внешняя переменная userName в вышеприведённом коде – называются глобальными.

Глобальные переменные видимы для любой функции (если только их не перекрывают одноимённые локальные переменные).

Желательно сводить использование глобальных переменных к минимуму. В современном коде обычно мало или совсем нет глобальных переменных. Хотя они иногда полезны для хранения важнейших «общепроектовых» данных.

Параметры

Мы можем передать внутрь функции любую информацию, используя параметры.

В нижеприведённом примере функции передаются два параметра: from и text .

function showMessage(from, text) < // параметры: from, text alert(from + ': ' + text); >showMessage('Аня', 'Привет!'); // Аня: Привет! (*) showMessage('Аня', "Как дела?"); // Аня: Как дела? (**)

Когда функция вызывается в строках (*) и (**) , переданные значения копируются в локальные переменные from и text . Затем они используются в теле функции.

Вот ещё один пример: у нас есть переменная from , и мы передаём её функции. Обратите внимание: функция изменяет значение from , но это изменение не видно снаружи. Функция всегда получает только копию значения:

function showMessage(from, text) < from = '*' + from + '*'; // немного украсим "from" alert( from + ': ' + text ); >let from = "Аня"; showMessage(from, "Привет"); // *Аня*: Привет // значение "from" осталось прежним, функция изменила значение локальной переменной alert( from ); // Аня

Значение, передаваемое в качестве параметра функции, также называется аргументом.

  • Параметр – это переменная, указанная в круглых скобках в объявлении функции.
  • Аргумент – это значение, которое передаётся функции при её вызове.

Мы объявляем функции со списком параметров, затем вызываем их, передавая аргументы.

Рассматривая приведённый выше пример, мы могли бы сказать: "функция showMessage объявляется с двумя параметрами, затем вызывается с двумя аргументами: from и "Привет" ".

Значения по умолчанию

Если при вызове функции аргумент не был указан, то его значением становится undefined .

Например, вышеупомянутая функция showMessage(from, text) может быть вызвана с одним аргументом:

showMessage("Аня");

Это не приведёт к ошибке. Такой вызов выведет "*Аня*: undefined" . В вызове не указан параметр text , поэтому предполагается, что text === undefined .

Если мы хотим задать параметру text значение по умолчанию, мы должны указать его после = :

function showMessage(from, text = "текст не добавлен") < alert( from + ": " + text ); >showMessage("Аня"); // Аня: текст не добавлен

Теперь, если параметр text не указан, его значением будет "текст не добавлен"

В данном случае "текст не добавлен" это строка, но на её месте могло бы быть и более сложное выражение, которое бы вычислялось и присваивалось при отсутствии параметра. Например:

function showMessage(from, text = anotherFunction()) < // anotherFunction() выполнится только если не передан text // результатом будет значение text >

Вычисление параметров по умолчанию

В JavaScript параметры по умолчанию вычисляются каждый раз, когда функция вызывается без соответствующего параметра.

В приведённом выше примере, функция anotherFunction() не будет вызвана вообще, если указан параметр text .

С другой стороны, функция будет независимо вызываться каждый раз, когда text отсутствует.

Использование параметров по умолчанию в ранних версиях JavaScript

Ранние версии JavaScript не поддерживали параметры по умолчанию. Поэтому существуют альтернативные способы, которые могут встречаться в старых скриптах.

Например, явная проверка на undefined :

function showMessage(from, text) < if (text === undefined) < text = 'текст не добавлен'; >alert( from + ": " + text ); >

…Или с помощью оператора || :

function showMessage(from, text) < // Если значение text ложно, тогда присвоить параметру text значение по умолчанию // заметим, что при этом пустая строка text === "" будет также считаться отсутствующим значением text = text || 'текст не добавлен'; . >

Альтернативные параметры по умолчанию

Иногда имеет смысл присваивать значения по умолчанию для параметров не в объявлении функции, а на более позднем этапе.

Во время выполнения функции мы можем проверить, передан ли параметр, сравнив его с undefined :

function showMessage(text) < // . if (text === undefined) < // если параметр отсутствует text = 'пустое сообщение'; >alert(text); > showMessage(); // пустое сообщение

…Или мы можем использовать оператор || :

function showMessage(text) < // если значение text ложно или равняется undefined, тогда присвоить text значение 'пусто' text = text || 'пусто'; . >

Современные движки JavaScript поддерживают оператор нулевого слияния ?? . Его использование будет лучшей практикой, в случае, если большинство ложных значений, таких как 0 , следует расценивать как «нормальные».

function showCount(count) < // если count равен undefined или null, показать "неизвестно" alert(count ?? "неизвестно"); >showCount(0); // 0 showCount(null); // неизвестно showCount(); // неизвестно

Возврат значения

Функция может вернуть результат, который будет передан в вызвавший её код.

Простейшим примером может служить функция сложения двух чисел:

function sum(a, b) < return a + b; >let result = sum(1, 2); alert( result ); // 3

Директива return может находиться в любом месте тела функции. Как только выполнение доходит до этого места, функция останавливается, и значение возвращается в вызвавший её код (присваивается переменной result выше).

Вызовов return может быть несколько, например:

function checkAge(age) < if (age >= 18) < return true; >else < return confirm('А родители разрешили?'); >> let age = prompt('Сколько вам лет?', 18); if ( checkAge(age) ) < alert( 'Доступ получен' ); >else

Возможно использовать return и без значения. Это приведёт к немедленному выходу из функции.

function showMovie(age) < if ( !checkAge(age) ) < return; >alert( "Вам показывается кино" ); // (*) // . >

В коде выше, если checkAge(age) вернёт false , showMovie не выполнит alert .

Результат функции с пустым return или без него – undefined

Если функция не возвращает значения, это всё равно, как если бы она возвращала undefined :

function doNothing() < /* пусто */ >alert( doNothing() === undefined ); // true

Пустой return аналогичен return undefined :

function doNothing() < return; >alert( doNothing() === undefined ); // true

Никогда не добавляйте перевод строки между return и его значением

Для длинного выражения в return может быть заманчиво разместить его на нескольких отдельных строках, например так:

return (some + long + expression + or + whatever * f(a) + f(b))

Код не выполнится, потому что интерпретатор JavaScript подставит точку с запятой после return . Для него это будет выглядеть так:

return; (some + long + expression + or + whatever * f(a) + f(b))

Таким образом, это фактически стало пустым return .

Если мы хотим, чтобы возвращаемое выражение занимало несколько строк, нужно начать его на той же строке, что и return . Или, хотя бы, поставить там открывающую скобку, вот так:

return ( some + long + expression + or + whatever * f(a) + f(b) )

И тогда всё сработает, как задумано.

Выбор имени функции

Функция – это действие. Поэтому имя функции обычно является глаголом. Оно должно быть кратким, точным и описывать действие функции, чтобы программист, который будет читать код, получил верное представление о том, что делает функция.

Как правило, используются глагольные префиксы, обозначающие общий характер действия, после которых следует уточнение. Обычно в командах разработчиков действуют соглашения, касающиеся значений этих префиксов.

Например, функции, начинающиеся с "show" обычно что-то показывают.

Функции, начинающиеся с…

  • "get…" – возвращают значение,
  • "calc…" – что-то вычисляют,
  • "create…" – что-то создают,
  • "check…" – что-то проверяют и возвращают логическое значение, и т.д.

Примеры таких имён:

showMessage(..) // показывает сообщение getAge(..) // возвращает возраст (получая его каким-то образом) calcSum(..) // вычисляет сумму и возвращает результат createForm(..) // создаёт форму (и обычно возвращает её) checkPermission(..) // проверяет доступ, возвращая true/false

Благодаря префиксам, при первом взгляде на имя функции становится понятным, что делает её код, и какое значение она может возвращать.

Одна функция – одно действие

Функция должна делать только то, что явно подразумевается её названием. И это должно быть одним действием.

Два независимых действия обычно подразумевают две функции, даже если предполагается, что они будут вызываться вместе (в этом случае мы можем создать третью функцию, которая будет их вызывать).

Несколько примеров, которые нарушают это правило:

  • getAge – будет плохим выбором, если функция будет выводить alert с возрастом (должна только возвращать его).
  • createForm – будет плохим выбором, если функция будет изменять документ, добавляя форму в него (должна только создавать форму и возвращать её).
  • checkPermission – будет плохим выбором, если функция будет отображать сообщение с текстом доступ разрешён/запрещён (должна только выполнять проверку и возвращать её результат).

В этих примерах использовались общепринятые смыслы префиксов. Конечно, вы в команде можете договориться о других значениях, но обычно они мало отличаются от общепринятых. В любом случае вы и ваша команда должны чётко понимать, что значит префикс, что функция с ним может делать, а чего не может.

Сверхкороткие имена функций

Имена функций, которые используются очень часто, иногда делают сверхкороткими.

Например, фреймворк jQuery определяет функцию с помощью $ . В библиотеке Lodash основная функция представлена именем _ .

Это исключения. В основном имена функций должны быть в меру краткими и описательными.

Функции == Комментарии

Функции должны быть короткими и делать только что-то одно. Если это что-то большое, имеет смысл разбить функцию на несколько меньших. Иногда следовать этому правилу непросто, но это определённо хорошее правило.

Небольшие функции не только облегчают тестирование и отладку – само существование таких функций выполняет роль хороших комментариев!

Например, сравним ниже две функции showPrimes(n) . Каждая из них выводит простое число до n .

Первый вариант использует метку nextPrime :

function showPrimes(n) < nextPrime: for (let i = 2; i < n; i++) < for (let j = 2; j < i; j++) < if (i % j == 0) continue nextPrime; >alert( i ); // простое > >

Второй вариант использует дополнительную функцию isPrime(n) для проверки на простое:

function showPrimes(n) < for (let i = 2; i < n; i++) < if (!isPrime(i)) continue; alert(i); // простое >> function isPrime(n) < for (let i = 2; i < n; i++) < if ( n % i == 0) return false; >return true; >

Второй вариант легче для понимания, не правда ли? Вместо куска кода мы видим название действия ( isPrime ). Иногда разработчики называют такой код самодокументируемым.

Таким образом, допустимо создавать функции, даже если мы не планируем повторно использовать их. Такие функции структурируют код и делают его более понятным.

Итого

Объявление функции имеет вид:

function имя(параметры, через, запятую) < /* тело, код функции */ >
  • Передаваемые значения копируются в параметры функции и становятся локальными переменными.
  • Функции имеют доступ к внешним переменным. Но это работает только изнутри наружу. Код вне функции не имеет доступа к её локальным переменным.
  • Функция может возвращать значение. Если этого не происходит, тогда результат равен undefined .

Для того, чтобы сделать код более чистым и понятным, рекомендуется использовать локальные переменные и параметры функций, не пользоваться внешними переменными.

Функция, которая получает параметры, работает с ними и затем возвращает результат, гораздо понятнее функции, вызываемой без параметров, но изменяющей внешние переменные, что чревато побочными эффектами.

  • Имя функции должно понятно и чётко отражать, что она делает. Увидев её вызов в коде, вы должны тут же понимать, что она делает, и что возвращает.
  • Функция – это действие, поэтому её имя обычно является глаголом.
  • Есть много общепринятых префиксов, таких как: create… , show… , get… , check… и т.д. Пользуйтесь ими как подсказками, поясняющими, что делает функция.

Функции являются основными строительными блоками скриптов. Мы рассмотрели лишь основы функций в JavaScript, но уже сейчас можем создавать и использовать их. Это только начало пути. Мы будем неоднократно возвращаться к функциям и изучать их всё более и более глубоко.

Задачи

Обязателен ли "else"?

важность: 4

Следующая функция возвращает true , если параметр age больше 18 .

В ином случае она запрашивает подтверждение через confirm и возвращает его результат:

function checkAge(age) < if (age >18) < return true; >else < // . return confirm('Родители разрешили?'); >>

Будет ли эта функция работать как-то иначе, если убрать else ?

function checkAge(age) < if (age >18) < return true; >// . return confirm('Родители разрешили?'); >

Есть ли хоть одно отличие в поведении этого варианта?

Оба варианта функций работают одинаково, отличий нет.

Перепишите функцию, используя оператор '?' или '||'

важность: 4

Следующая функция возвращает true , если параметр age больше 18 .

В ином случае она задаёт вопрос confirm и возвращает его результат.

function checkAge(age) < if (age >18) < return true; >else < return confirm('Родители разрешили?'); >>

Перепишите функцию, чтобы она делала то же самое, но без if , в одну строку.

Сделайте два варианта функции checkAge :

  1. Используя оператор ?
  2. Используя оператор ||
function checkAge(age) < return (age >18) ? true : confirm('Родители разрешили?'); >

Используя оператор || (самый короткий вариант):

function checkAge(age) < return (age >18) || confirm('Родители разрешили?'); >

Обратите внимание, что круглые скобки вокруг age > 18 не обязательны. Они здесь для лучшей читаемости кода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *