Для чего нужны методы
Перейти к содержимому

Для чего нужны методы

  • автор:

Учебные курсы

В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или менее формализованных (т.е.устоявшихся) правил сбора, обработки и анализа информации.

Метод —способ сбора, обработки или анализа данных.

Техника — это сумма приемов в процессе использования данного метода.

Методика — это совокупность методов исследования проблемы, а также сумма технических приемов, связанных с используемыми методами, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Например, используем метод анкетного опроса. В этом случае нам необходимо составить анкету, в которую мы заложили часть открытых вопросов ( т.е. респондент сам пишет ответ, а не отмечает его в заранее составленной шкале), часть закрытых вопросов, когда респондент отмечает нужный вариант ответа среди заранее предусмотренных социологом. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкета – это инструмент, при помощи которого собирается эмпирическая информация по изучаемой проблеме. Инструкция анкетеру — это часть методики использования анкетирования как метода в социологическом исследовании.

Другая часть методики использования данного метода предусматривает правила составления анкеты, расчет выборки, способ анализа полученных данных.

Процедура — это последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

Например, проведенное под руководством крупного советского социолога Б.А. Грушина исследование формирования и функционирования общественного мнения как типичного массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное миниатюрное эмпирическое исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу.

Так, одна из процедур была посвящена анализу содержания центральных и местных средств массовой информации по проблемам международной жизни; другая — имела целью установить эффект воздействия этих материалов на читателя; третья — представляла собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность по вопросам международной жизни и т.д.

Некоторые процедуры могут использовать одни и те же методы сбора данных (например, количественный анализ текстов или контентанализ), но различную технику, например, единицы анализа текстов могут быть более разными, например, крупными ( тема) или менее крупными (понятия, имена).

Методология исследования сконцентрирована в его общем замысле, существе развернутых и проверяемых далее гипотез, в итоговом обобщении и теоретическом осмыслении полученных результатов.

Анализ всех методологических, технических и процедурных особенностей работы социолога показывает, что наряду со специальными методами, в его исследовании используются общенаучные, заимствованные из других дисциплин, например, экономических, исторических, психологических и т.д.

Социолог должен владеть приемами статистического анализа, а значит знать соответствующие разделы математики и статистики, иначе он не сможет правильно определить метод обработки и анализа собранного материала, осуществить квантификацию (т.е. измерение качественных признаков в количественном измерении) содержательного первичного материала, т.е. количественно отобразить качественные признаки (т.е.представить свойства и отношения социальных объектов в количественной форме).

Зачем нужны методы?

Author24 — интернет-сервис помощи студентам

Зачем нужны интерфейсы?
Никак не могу понять. Вроде все методы потом объявляются в классе.

Зачем нужны интерфейсы?
Вроде знаю, как использовать, но не понимаю, зачем например мне юзать интерфейсы.В чем их сила.

Зачем нужны автосвойства?
Вот, возник такой интересный вопрос. Открытое автосвойство public int Property ничем не.

Зачем нужны делегаты?
Всем здравствуйте? Вообщем я че то не могу понять зачем нужны делегаты? Разве нельзя вызвать метод.

2442 / 1840 / 406
Регистрация: 15.12.2013
Сообщений: 8,233

Метод — функция,»принадлежащая» классу(статическая) или объекту.Если совсем на понятном уровне,то нужен для упрощения взаимодействия с другими частями программы.

500 / 427 / 177
Регистрация: 23.11.2014
Сообщений: 932

Жесть ну и вопросы. Ну никто же вас насильно не заставляет использовать методы можно и в мейне все писать с goto и метками

Регистрация: 20.04.2015
Сообщений: 29
Что бы выполнить код который в них находится
2151 / 1288 / 516
Регистрация: 04.03.2014
Сообщений: 4,092

методы это действия (команды) которые выполняет программа, без них и программы по сути нету.

ЦитатаСообщение от S_el Посмотреть сообщение

то нужен для упрощения взаимодействия с другими частями программы.

я бы сказал, нужен [B]просто[/B ] для взаимодействия, даже для обычного действия нужен.

ЦитатаСообщение от _exp10der_ Посмотреть сообщение

Ну никто же вас насильно не заставляет использовать методы можно и в мейне все писать с goto и метками

даже самой простой программы «хелоу ворд» без метода не не напишешь, мейн тоже метод.

Эксперт .NET

17675 / 12861 / 3365
Регистрация: 17.09.2011
Сообщений: 21,127

Лучший ответ

Сообщение было отмечено ravings как решение

Решение

ЦитатаСообщение от ravings Посмотреть сообщение

Зачем нужны методы

ООП придумана для того, чтобы моделировать реальный мир удобным и интуитивным образом.
Мир наполнен различными сущностями, предметами или объектами.
У каждого объекта есть какие-то свойства, с помощью которых можно его описать («дверь синяя», например. Синий — значение свойства «Цвет») или действия, которые с ним можно совершить (например, «открыть»).
Вот метод в классе — это действие, которое можно совершить с описываемым объектом (класс «Дверь»).

Если говорить в более широком смысле — о функциях (метод — это такая функция), то они нужны или для вынесения часто повторяющихся действий в отдельный «модуль», чтобы эти действия можно было потом выполнить одной строчкой вместо сотни и при дальнейшем изменении алгоритма этих действий нужно было вносить изменения только в одном месте, а не в сотне мест, или для разделения логически связанных действий для удобочитаемости и дальнейшей поддержки.

Метод научного познания

Итоговый результат деятельности людей не зависимо от ее формы (научная, практическая или иная) определяется рядом факторов. Во-первых, действующим субъектом и направленностью деятельности – спецификой ее объекта. И во-вторых, существенным образом влияет то, как совершается данный процесс, т.е. с помощью каких способов, приемов, средств. В этом и заключается проблемы метода.

В широком смысле под методом понимается некоторая систематическая процедура, состоящая из последовательно реализуемых определенных операций, выполнение которых либо способствует достижению той или иной цели, либо приближает к ее достижению. Во втором случае метод защищает исследователя от возможных проб и ошибок, а также от действия «вслепую».

Существует группа методов, которая может быть уподоблена математическим алгоритмам. Такие методы имеют строго определенный порядок исследовательских операций, и если их алгоритм реализован правильно, то они автоматически приводят к истинному значению.

Как правило, подобные методы характеризуются достаточно простой структурой и используются строго для решения конкретных задач: для сложения или умножения чисел, извлечения квадратного корня и т.п. Тем не менее, и в элементарной математике, что отразил в своих трудах К. Гедель, далеко не каждая содержательно установленная ее теорема может быть доказана исключительно формальным способом, т.е. логически выведена из аксиом.

В особенности это справедливо для сложных проблем естествознания и социально-гуманитарных наук, в рамках которых используют методы, не способные гарантировать «автоматического» достижения истины, но существенно сужающие поле научного поиска. Т.е. они как бы «подсказывают» правильное направление для исследования, дисциплинируют процесс мышления и упрощают поиск истины, преобразуя мышление в более систематичное и целенаправленное. Подобные методы называют эвристическими или поисковыми (от греч. heuristo – ищу, нахожу).

Сущность методологии как научной категории

Выделяют два основных значения понятия «методология»:

  1. это система определенных приемов и способов, которые применяются в какой-либо сфере деятельности (наука, политика, искусства и пр.);
  2. это учение об описанной выше системе, общая теория метода, теория в действии.

В целом, сфера методологии является вполне устойчивой системой (хотя подобная устойчивость нельзя назвать абсолютной), в которой исследовательский инструментарий методов, средств, научных ориентаций, принципов не только всегда в наличии, но готов в любое время к применению. Состав этого инструментария универсален, отдельные методы не формируются для каждого нового случая.

Функции и виды методов

Основной функцией метода является упорядочивание и внутренняя организация (регулирование) познавательного процесса или практического преобразования того или иного объекта деятельности.

Таким образом, метод – это инструмент деятельности людей в любой сфере.

Важно учитывать, что метод можно рассматривать с двух сторон (в учебной литературе такое разделение, как правило, не проводится):

  1. Метод как реализуемый способ определенной деятельности (в том числе познавательной).

С этой стороны метод проявляет себя в качестве специфики применения конкретных правил, способов, приемов, норм познания и действия.

  1. Метод как теоретическое отражение вышеописанного способа деятельности в науке о методах.

В данной ипостаси метод выступает в качестве теоретической модели реальной деятельности с позиции ее организации и регулирования. Здесь метод является системой предписаний, требований, принципов, которые направляют субъекта деятельности к наиболее эффективному способу решения определенной задачи, к достижению определенного результата в какой-либо сфере деятельности.

Иными словами, в первом случае метод сопоставляется с использованием определенного инструмента деятельности, а во втором случае – как сам этот инструмент. Это важно учитывать, к примеру, в ходе рассуждения о неадекватности метода объекту деятельности, когда не удалось достичь цели. Зачастую цели не получается достичь не из-за неадекватности метода поставленной цели, а из-за неверного использования метода, т.е. использования вопреки его реальному содержанию.

Так, реализация самых хороших предписаний (метод как теоретическая модель деятельности) может быть негодным образом проведена (метод как реализованный алгоритм деятельности).

Наличие отличного молотка не гарантирует того, что неумелый пользователь сможет забить в доску гвоздь

Методы могут применяться как стихийно, так и сознательно. Логично, что именно благодаря не только осознанному, но также и умелому, адекватному применению научных методов, которое основывается на понимании их границ и возможностей, научное познание является более эффективным и рациональным.

Метод дисциплинирует исследователя, организует процесс поиска истины, способствует экономии сил и времени (если он адекватен поставленной цели), сокращает путь к истине.

Зачастую можно услышать словосочетание «истинный метод». Тем не менее, под истиной понимается соответствие знаний об объекте самому объекту, так что знания о методе также могут быть истинными или ложными. При этом сам метод как алгоритм деятельности не может быть истинным или ложным; он бывает или адекватным (соответствующим познавательным целям), или неадекватным.

Адекватный метод можно сравнить с компасом (или, как говорил Ф. Бэкон, светильником), с помощью которого субъект научного познания продвигается по пути к истине. При этом подмена методов (выбор неадекватного метода) способна привести исследование к краху, во многом благодаря приемам аналогии, редуцирования, связанным либо с переносом специфики и характеристик одной предметной сферы на другую, либо с принципиальным упрощением подобных характеристик.

Следовательно, в научном познании метод играет чрезвычайно важную роль, поэтому ни за что нельзя впадать в так называемый «методологический негативизм». Т.е. нельзя недооценивать метод и методологические проблемы той или иной науки, считая этот вопрос второстепенным в сравнении с «настоящей» исследовательской работой.

Вместе с тем не стоит впадать в так называемую «методологическую эйфорию», т.е. придавать больше важности методу, чем предмету исследования. Воспринимая метод как «универсальную отмычку», как безошибочный и простой алгоритм научного открытия, мы возвращаемся к опровергнутой эволюцией науки позиции Ф. Бэкона, согласно которому разработанный им индукционный метод есть единственно правильный и «автоматический» путь к истине.

Наш же путь открытия наук таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их

Научный метод

Формирование общей теории научного метода было обусловлено необходимостью разработки и обобщения познавательных методов, приемов и средств, используемых в науке и философии. Изначально проблемы методологии формулировались в рамках философии: индуктивный метод Ф. Бэкона, диалектический метод Сократа и Платона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектический метод К. Маркса и Г. Гегеля, антитетический метод И. Фихте, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д.

На сегодняшний день методология по-прежнему тесно связана с рядом философских дисциплин, а именно: с гносеологией (теория познания), эпистемологией (теория научного познания), диалектикой (теория развития) и др. – а также взаимодействует с формальной логикой, исследующей логическую структуру знания (в том числе научного), анализирующей его формальные связи на языке символов и формул в процессе отвлечения от конкретного содержания высказываний.

Первое время логические средства использовали для анализа структуры «ставшего», готового научного знания, и уже потом в сферу методологических интересов добавились проблемы роста, изменения и развития знания.

Начиная с эпохи Нового времени (XVI–XVII вв.), развитие методологических идей происходит не только в рамках философии, но и других формирующихся частных наук – физики, механики, истории, химии и др. Постепенно для каждой науки «методологическая компонента» становится крайне необходимой, хотя это не всегда осознавали представители данных наук.
В современном мире в рамках каждой конкретной науки имеет место осмысление и изучение форм и методов научного познания, которые были бы адекватны как объекту, так и предмету ее исследования.

Сопоставление теории и метода

Разработка любого научного метода осуществляется на основе определенной теории, являющейся при этом его необходимой предпосылкой. Познавательная сила какого-либо метода обусловлена глубиной, содержательностью, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». Однако и метод «расширяется в систему», т.е. применяется для последующего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике.

Теория и метод схожи в том, что они взаимосвязаны и вместе являются отражением реальной действительности. Для них характерно взаимопревращение. Так, теория, отражая действительность, преобразуется в метод через разработку, формулирование вытекающих из нее принципов, приемов, правил, которые затем снова возвращаются в теорию, так как субъект применяет их как алгоритм познавательной и практической деятельности в окружающем мире по своим собственным законам.

Теорема Пифагора является теорией, если ее рассматривать с позиции теоретического объяснения свойств сторон прямоугольного треугольника. Когда эта теорема используется в вычислениях параметров реальных объектов треугольной формы, она уже считается методом, или руководящим принципом, алгоритмом определенной деятельности. Но о полном тождестве здесь речи не идёт: вычисляя необходимые параметры с помощью теоремы Пифагора, субъект деятельности не заинтересован в доказательстве этой теоремы и ее теоретических особенностях. Поэтому нельзя утверждать, что всякая теория и есть вместе с тем метод познания и действия

Среди основных различий теории и метода можно выделить следующие:

  • теория представляет собой результат предыдущей исследовательской деятельности; метод является исходным пунктом и предпосылкой последующего научного исследования;
  • основные функции теории – объяснить и предсказать (в целях поиска истины, причины, законов и т.п.); главные функции метода – регулировать и направлять познавательную деятельность;
  • теория – это научное знание, т.е. система идеальных образов, которые отражают сущность и закономерности объекта; метод – это совокупность регулятивов дальнейшего познания: предписаний, алгоритмов, правил;
  • теория ориентирована на решение проблемы, на выявление того, что из себя представляет исследуемый объект; метод направлен на выявление механизмов и способов такого решения.

Для выполнения методологической функции теоретическим абстракциям необходимо соответствующим образом трансформироваться, преобразоваться из объяснительных положений теории в регулятивные принципы метода: предписания, установки, требования.

Каждый метод, прежде всего, обусловлен своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется (конкретные объекты или их классы). Метод неизбежно трансформируется в своем содержании наряду с предметом, на исследование которого он был направлен, поэтому истинным должен считаться не только итоговый результат познания, но путь, который к этому результату привел, т.е. метод, постигающий особенности именно данного объекта.

В свое время выдающийся физик-теоретик В. Гейзенберг (1901–1976) отмечал, что когда в качестве предмета естествознания выступала «природа как таковая», научный метод, в основном сводившийся к изоляции, упорядочению и объяснению, беспрепятственно способствовал развитию науки.

Но в конце XIX – начале XX в. в поле зрения науки попали взаимоотношения между природой и человеком, и тогда научный метод натолкнулся на ряд ограничений. Выяснилось, что его действие преобразовывает предмет познания, из-за чего сам метод невозможно отстранить от предмета.

Поэтому нельзя «разводить» метод и предмет, видеть в методе лишь внешнее средство по отношению к предмету исследования, никак не зависящее от этого предмета. Именно эта взаимосвязь предмета и метода характеризует объективную сторону последнего. При этом каждый метод субъективен в том смысле, что реализуется отдельным индивидом, субъектом, для которого метод и предназначен.

Г. Гегель (1770-1831) справедливо отмечал, что метод – это «орудие», средство на стороне субъекта, посредством которого он соотносится с объектом. Аналогичного мнения придерживался и Л. Фейербах (1804–1872), о чем свидетельствует его афоризм, что человек является центром всей методологии.

Эволюция науки продемонстрировала, что нет такой последовательности познавательных процедур (системы методов), которая составляла бы логику открытия. При этом любой метод — это лишь один из множества факторов творческой деятельности субъекта познания. Вместе с логикой и методом творческая деятельность детерминируется и системой иных факторов, среди которых сила и гибкость ума исследователя, глубина его воображения, критичность, способность к интуиции, развитость фантазии и др.

Основные характеристики метода

Роль метода в системе научного познания определяется его основными характеристиками, или аспектами. Каждый метод обладает тремя аспектами:

  • объективно-содержательным (определяющим факторы детерминации метода), выражающим обусловленность метода предметом познания посредством теории;
  • операциональным (характеризующим метод как систему операций) – этот аспект фиксирует зависимость содержания метода и от объекта, и от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести конкретную теорию в систему регулятивных норм, в совокупности образующих метод;
  • праксеологическим (определяющим практику применения метода) – этот аспект составляют такие свойства метода, как эффективность, ясность, конструктивность, надежность и пр.

Среди важнейших характеристик научного метода исследователи называют следующие:

  • объективность,
  • эвристичность,
  • необходимость,
  • воспроизводимость,
  • конкретность.

Знаменитый британский математик и философ XX в. А. Уайтхед (1861–1947) говорил, что любой метод задает «способ действий» с определенными фактами, значимость которых определяется теорией. Собственно теория и «навязывает метод», являющийся всегда конкретным, ибо его можно применить только к соответствующей теории.

Хотя, тот же А. Уайтхед утверждал, что каждый метод есть «удачное упрощение», и благодаря данным методам можно открывать истины лишь определенного, подходящего для конкретного метода типа и формулировать их в специальных терминах, навязываемых таким методом, а не вообще любым методом.

Что такое методы исследования

Научное исследование, это творческий и очень индивидуальный процесс, требующий полного погружения и внимания к самым мельчайшим деталям. Тем не менее, исследовательская работа неизменно должна проводиться по определенным правилам, позволяющим привести готовый материал в единую и удобную для восприятия форму. Именно поэтому методы исследования имеют большое значение.

Для того чтобы определиться с тем, что же собой представляют методы исследования, стоит начать с более общих понятий. Научное исследование, это целенаправленный процесс, сопряженный с желанием познавать и изучать какие-то аспекты и закономерности. У каждого научного исследования должна быть своя четкая, сформулированная цель, которая должна быть направлена на познание чего-то неизвестного, поиск ответов на животрепещущие вопросы, или же подтверждений различных научных предположений.

Важно понимать, что научное познание отличается от обыденного своими методами, арсенал которых постоянно расширяется, а исследователи со всего мира ведут непрекращающуюся работу над поиском новых методов.

Методы исследования и их разновидности

Если говорить максимально просто, то метод исследования, это способ достижения конкретной цели. Более того, существует даже целое научное направление под названием методология, именно оно и занимается поиском новых методов и исследованием подходов.

Важно понимать, что с одной стороны правильно подобранный метод может позволить быстро найти желаемое решение, но при этом всегда стоит помнить и о том, что сам метод может непосредственно влиять на результаты исследований.

Существует также такое понятие, как методика. Оно подразумевает полную систему познаний для конкретных исследований, и включает в себя все конкретные методы, применяемые в данном случае. В то же время методология, это более широкое понятие, описывающее исследование всех возможных методов.

Все методы можно условно разделить на две основные категории:

  • Философские. К ним относятся диалектический, метафизический, аналитический, догматический и так далее.
  • Общенаучные. К этой категории можно отнести более конкретные методы, среди которых анализ, синтез, обобщение и прочие.

Конечно же, современная наука предоставляет огромное множество разнообразных методов исследования, однако давайте обратим немного больше внимание на самые распространенные и популярные. К ним можно отнести:

Моделирование – создание модели, как правило меньшей по размеру, для того чтобы произвести с ней какие-то опыты и перевести результат на реальный прообраз, или же узнать о каких-то свойствах объекта, явления.

Дедукция – использование общих суждений, для формирования из них частных выводов о каком-то явлении или событии.

Аналогия – изучение сходных особенностей каких-то объектов для того, чтобы предполагать, что и по другим параметрам они также могут быть похожи.

Виды общенаучных методов

Все общенаучные методы можно условно разделить на эмпирические и теоретические.

К теоретическим относятся:

  • Формализация. Понимание и использование различных свойств какого-то объекта, на основании конкретной теоретической информации о нем.
  • Аксиоматизация. Использование аксиом, для построения на их основе теорий.
  • Гипотетико-дедуктивный. Формирование цельной системы гипотез, на основании которых можно сделать какое-то общее заключение, касающееся конкретного предмета исследования.

К эмпирическим методам относятся:

  • Наблюдение.
  • Описание.
  • Измерение.
  • Эксперимент.
  • Сравнение.

Важно отметить, что сами методы различаются в зависимости от научной сферы, в которой проводятся исследования. Конечно же, существует множество общих методов для различных дисциплин, и чисто формально не один из них не является привязанным к какой-то конкретной сфере, однако каждое направление имеет свои характерные черты.

К примеру, в психологии используют эксперименты, наблюдение и биографический метод. В то же время, в медицине применяют лабораторную, функциональную или структурную диагностику. Для экономики характерны анализ, моделирование, статистико-экономический и социологический методы. А для биологии – генеалогический, исторический и биохимический.

В результате проведения любых исследований посредством применения правильных методов ученый получает ряд данных. В итоге именно с ними он и работает, описывая, анализируя и интерпретируя их в своей работе. В зависимости от сферы интересов и объема данных отличаются готовые труды, и среди них могут быть как дипломные работы, так и полноценные диссертации или даже целые учебники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *